Цитата(zhores @ 10.11.2008, 17:51)

Уважаемый СТРАННИК-54. Очень польщён Вашими словами, премного благодарен.
Продолжаю "охоту" за ускользающей улыбкой Анны. Жду Ваших профессиональных отзывов.
"...твоя улыбка..." (продолжение)
Вообще-то, представительницы прекрасной половины человечества,обладающие загадочной улыбкой, для настоящих мужчин нередко служат источником тяжких "сердечных" и "головных болей". Потому что именно среди подобных прелестниц чаще всего встречаются так называемые "роковые женщины".
А самый идеальный пример женщины с загадочной улыбкой, бесспорно, - знаменитая "Джоконда" великого Леонардо да Винчи. Уже более 500 лет не стихают восторги и споры, версии и догадки по поводу этой удивительной картины. Шедевр не перестаёт будоражить сознание, волновать сердца людей.
Впрочем, портрет "Мона Лиза" ещё и служит предметом для многочисленных спекуляций. Недавно на одном из телеканалов, кстати, позиционирующим себя в качестве патриотического (а следовательно, взявшего на себя обязательство поддерживать высокую морально-нравственную планку) довелось посмотреть несколько телефильмов, представляющих собой "развлекательно-познавательный" сериал. Тема его, условно говоря, криминальные истории, произошедшие с шедеврами мировой живописи. В принципе, идея - не оригинальная, но вполне имеющая право на телеэкранную реализацию.
Если бы не одно "но". Уровень исполнения просто не может не вызывать, как минимум, раздражения, а по большому счёту, активного неприятия. Если бы нечто подобное пришлось увидеть на одном из так называемых "развлекательных", где и по содержанию, и по уровню вкуса сегодня можно встретить всё, что угодно, возможно, и "шуметь" не стоило. Просто "щёлкнул" бы пультом...
Больше всего возмущение вызвала серия, посвящённая портрету "Мона Лиза" и скандальной истории кражи картины из Лувра. Похоже, создатели телефильма информацию для своего телеопуса почерпнули из "нечистых" источников, низкопробных изданий. Начиная от взятой неподобающей тональности изложения материала, до отбора "фактов" и "обстоятельств" - буквально всё пронизано каким-то вульгарным бульварным "флёром". Картину представили не как явление высокого искусства, культурную ценность общечеловеческого масштаба, а, скорее, как предмет, являющий собой некий "товарно-денежный" эквивалент. Портрет (в отличии от ведущего, явно "злоупотребившиего" своим "лицом" на телеэкране) мелькнул походя, не вызывая у зрителя каких-либо эстетических и духовных переживаний. А далее картина упоминалась как обычный похищенный предмет.
Зато не обошли создатели телефильма, видимо, очень волнующую их темку о том, что Леонардо, якобы, был склонен к гомосексуализму. Ну, очень "важная" тема. К тому же "интеррэсная" и, главное, актуальная. Судя по тому, как часто априори звучат подобные утверждения из уст людей не очень ответственных за свои слова, можно подумать, что все они вместе с создателями данного телефильма не одну ночь провели под кроватью у да Винчи.
Вообще-то известно, что власти пытались обвинить Леонардо да Винчи в этом грехе. Но известно и другое: как бы кому это сегодня не нравилось, но попытка оказалась неудачной. Почему власти попытались очернить великого художника, мыслителя и изобретателя? Казалось бы ответ лежит на поверхности. Впрочем, возможно, создателям телефильма не известно, что почти через 100 лет после да Винчи (в 1600 г.) на печально известной Цветочной площади в пламени костра трагически окончил свои дни великий учёный Джордано Бруно, "уличённый в ереси". А ещё через несколько столетий великого скрипача-виртуоза и выдающегося композитора Никколо Паганини пытались обвинить в связях с самим Дьяволом.
Вообще в средневековье на кострах "цивильной" Европы сожжены полмиллиона женщин, обвинённых в колдовстве. Были ли они все в самом деле ведьмами или просто чем-то сильно отличались от окружающих их обывателей - я оставлю возможность желающим отгадать с трёх раз. А вот то, что псевдо-фактами, распростаняемыми с телеэкрана, авторы фильма попытались "демократично" потрафить определённому сообществу - это, как бы , не вызывает сомнений.
Подобного "актуального" в фильме найдётся немало. Например, один из экспертов, просто захлёбываясь от восторга, поведал о том,что "Мона Лиза" до кражи из Лувра была, якобы, известна лишь узкой группе эстетов. А вот благодаря краже и,
особенно, благодаря скандальной известности этого события, возникшей в результате активного освещения в прессе, "Мона Лиза" получила всемирную известность и даже превратилась в атрибут массовой культуры. Эксперт с таким упоением говорил
о роли СМИ, что показалось, ещё мгновение, - и наконец-то прозвучит сакраментальная фраза о прообразе явления, именуемого у нас обрыдлым варваризмом "PR-кампания". Насчёт эксплуатации образа Джоконды массовой культурой эксперт,
может быть, и прав. Но убеждён: образованные люди во многих европейских странах о портрете "Мона Лиза" знали и до пресловутого скандала. О роли просвещения, культуры эксперт почему-то напрочь забыл. Странно всё это!
Конечно же, тема кражи шедевра в телефильме заняла центральное место. Правда, излагался этот факт скорее не как злодейство, а как некое скандальное (можно сказать, "тусовочное"событие) полусветской жизни. Сознаю, что я,наверное, не
очень современный человек (в чём-то "реликтовый зубробизон"). Во всяком случае по жизни руководствуюсь истиной, внушённой мне в раннем детстве моими мамой и папой. Суть этой истины проста: воровать при любых обстоятельствах и ради любых даже "возвышенных" целей - это плохо! Воровать - это позорно! А вот создатели фильма решили убедить телезрителя,
что воровство может играть "положительную" общественно-значимую роль. Ну, разве не современно?
Ведущий сериала так и заключил опус о краже "Джоконды", мол, своей всемирной славе картина обязана двум людям:
Леонардо да Винчи (тут уж придётся признать, никуда не денешься, всё-таки он написал картину) и очередному "герострату", который "втёрся", так сказать в "анналы"(хотя бы и спомощью злодейства).
Ну что тут скажешь! Только древних римлян и остаётся вспомнить: о времена, о нравы!
А ведь шедевр и по сию пору хранит много настоящих интересных тайн и загадок. И можно было такие замечательные моменты показать и поведать телезрителю! Чего стоит, например, загадка приёма сфумато ("мерцание", создающего у зрителя необычные зрительные иллюзии. Как бы это телевизионными средствами можно было донести!), использованного при создании портрета. А сама загадочная улыбка Джоконды!...
Наконец, добрался до главного, а пора уже остановится. Про улыбку Джоконды. про её тайну - в следующий раз. Окончание, как говорится, следует.